Для впечатлительного и эмоционального Пейтона экзамены всегда были самым худшим кошмаром на свете. Так было всегда, сколько он себя помнил: даже зная предмет назубок, уверенный в том, что проник в самую его суть на двести процентов, Смит не мог отделаться от отвратительного ощущения перед сдачей экзамена - сосущего под ложечкой чувства, что где-то что-то еще недовыучено и что именно это недовыученное будет у него и спрошено.
Понятное дело, что обучение экстерном в маггловском колледже, да плюс еще к тому и ЖАБА, и СОВ, и практикантские зачеты по его магической специальности сделали свое дело, превратив экзамены в нечто вроде досадной привычности, без которой никак нельзя получить свидетельство о наличии квалификации. Однако боязнь сессии была чем-то доисторическим, инстинктивным, а доисторическое Пейтон не мог не уважать и к собственному сожалению вынужден был сохранять на дне своего подсознания. Динозавры страха очень долгое время мирно спали там, завернувшись в здравый смысл, однако бывали времена, когда они ни с того ни с сего некстати стремились своим ревом и топотом испортить Смиту существование.
Такие времена настали, к примеру, и сейчас, когда нечаянно нагрянули ЖАБА, и вдруг выяснилось, что практикант должен помогать профессору не только переключать диафильмы, но и принимать экзамены тоже.
***
Маггловедение само по себе – странный предмет. Преподавать его, если ты живешь в маггловском мире и связан с ним напрямую через свою семью, например, - не очень сложная задача. Ты рассказываешь ученикам, чем увлекаются магглы, какой у них транспорт, какая система правительства, образования – все то, что ты знаешь с пеленок, а им, в силу их особого происхождения, неведомо. Это примерно так же, как преподавать свой родной язык на дилетантском уровне иностранцам. Если, конечно, на дилетантском. Да… Настоящий же преподаватель Маггловедения, педагог, в совершенстве владеет знаниями в области маггловской науки, истории, литературы, вообще культуры, знает каждый уголок маггловского быта, как свои пять пальцев, и – главное – может интересно обо всем этом рассказать. О нет, не просто перечислить скульпторов, изобретателей, властителей и тиранов – заставить магов погрузиться в этот невероятный мир, далекий от них, заставить их поверить в то, что магглы – такие же великие homo sapiens, как и они, отличающиеся лишь способностями к прямому созданию «чудес»! Ведь косвенно… великая древняя магия любви, дружбы, сострадания была знакома магглам, пожалуй, даже в большей степени, чем их магическим современникам.
Именно эту романтическую, даже немного сентиментальную цель ставил перед собой Пейтон, решая занять профессорское кресло по предмету Маггловедения в Хогвартсе. Однако сейчас перед ним стояла куда более пресная и реальная задача: помочь своему еще не уволившемуся начальнику принять экзамен по этой специальности у семикурсников. И надо сказать, Пенни откровенно сдрейфил.
- Профессор, я боюсь, что не справлюсь, - ныл Смит в кабинете у своего обожаемого профессора за сутки до судного дня. – А если я поставлю субъективную оценку? Мне их потом учить, а они заранее составят обо мне мнение, как о несправедливом преподавателе… что мне тогда делать?
- Ставить объективные оценки, - резонно отвечал профессор, улыбаясь Смиту своей морщинистой улыбкой и в тот же момент вытирая о полу мантии мокрое донышко кружки с зеленым чаем, который был приготовлен специально для его нервного преемника. – Пейтон, ты очень хорошо знаешь предмет, ты чувствуешь его, он интересен тебе самому, и поэтому студентам обязательно будет интересно у тебя учиться. Тебе, конечно, придется ежегодно принимать экзамены, когда я уйду. Поэтому лучше тебе начать сейчас, когда я еще могу тебя проконтролировать и указать тебе на твои ошибки, а не ждать, пока ты не останешься с ними наедине и придется руководствоваться исключительно своими соображениями, так?
Смит все это прекрасно понимал и в тот раз, конечно же, кивнул своему гуру, благодаря его за поддержку и за зеленый чай, разумеется. Профессор был очень хорошим начальником: он неплохо платил ему в годы практики, не гонял почем зря и действительно давал советы по будущей специальности. А еще – и это было самое главное – он сразу выбрал Смита как преемника и изначально дал знать, что скоро молодому человеку предстоит нешуточный подъем по карьерной лестнице. Впрочем, за все четыре годы практики Пейтон так и не подготовился к этому подъему.
И вот сейчас Пенни сидел в очень знакомом зале за очень знакомым столом и так теребил перевернутые бумажки с вопросами, что пришлось дважды применить восстанавливающее заклинание, чтобы измятые билеты снова приобрели приличный вид. Когда-то он сам, трясясь (внутренне, конечно: Пейтон умел сдерживать свои эмоции, он же был настоящим мужчиной) от страха, тянул одну такую бумажку и радостно расплывался в улыбке, сразу понимая, с какой оценкой уйдет. Сейчас он не понимал ничего и расплывался в улыбке исключительно нервно. Потому что перед ним на возвышении сидела чертова куча сдающих экзамен учеников и им никак нельзя было показать свой страх. Как диким хищникам. Да.
- У нас остался еще один пустой стол, - донеслось до него, как в дурмане. – Если вы готовы с ответом, прошу вас подойти к мистеру Пейтону Смиту.
Мистер Пейтон Смит как-то автоматически выпрямился, чтобы выглядеть солиднее, и еще более автоматически побледнел.